18 июля 2019 года в сквере на улице Ефремова в центре Сормова открыли памятник основателю Сормовского завода (с 1922 года – завод «Красное Сормово») Дмитрию Бенардаки.
В марте этого года было организовано голосование за арт-объект, который должен появиться в центре Сормова. Всего поступило 15 предложений. Большинство голосов горожане отдали за памятник Дмитрию Бенардаки. В этом году исполняется 220 лет со дня его рождения. Кроме того, установка скульптуры приурочена и к 170-летнему юбилею «Красного Сормова».
Памятник выполнен из гранита и бронзы. Его высота составляет около трех метров, а вес — более тонны. Над созданием памятника более полугода работал известный нижегородский скульптор Алексей Щитов. (То есть работа над памятником началась в январе? А конкурс на арт-объект - в марте? Хммм)))
Дмитрий Бенардаки стоит около макета "Переворота" - так назывался первый двухпалубный пароход. Изначально планировался бюст, скульптор настоял именно на памятнике.
8 марта 1849 года в Петербурге возникла «Компания Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства», учреждённая сыном председателя Государственного совета Львом Викторовичем Кочубеем, флигель-адъютантом императорской свиты и сыном главы Морского ведомства Владимиром Александровичем Меншиковым и промышленно-финансовым магнатом Дмитрием Егоровичем Бенардаки. Компаньоны решили строить в окрестностях Нижнего Новгорода судостроительное предприятие, выделив на это 500 тыс. руб. серебром. Для реализации проекта, 30 июня 1849 года в Нижний Новгород прибыл представитель компании Алексей Иванович Узатис (отставной майор и горный инженер, получивший опыт судостроения во время флотской службы), который, с трудом преодолев сопротивление потенциальных конкурентов, выкупил у помещицы Крюковой участок земли на правом берегу Волги между деревнями Сормово и Мышьяковка.
21 июля 1849 года Балахнинский уездный суд утвердил купчую. Эта дата является днем рождения Сормовского завода.
Строительство машинной фабрики под руководством Узатиса началось интенсивно. К концу 1849 г., на месте вырубленной дубравы, уже возвели первые 3 здания с жилыми флигелями и сараями, часть оборудования выписывалось из Бельгии и устанавливалось под руководством бельгийских инженеров Арно, Кадо и механика Жориссена.
7 мая 1854 г. «Компания Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства» была преобразована в «Камско-Волжское акционерное пароходное общество» с капиталом 800 тыс. руб., прежние компаньоны постепенно распродавали акции, а Дмитрий Егорович Бенардаки, грек по национальности, скупал их, разразившийся финансово-кредитный экономический кризис способствовал этому и 3 февраля 1860 года Бенардаки стал единоличным хозяином Сормова. К этому моменту он владел уже десятками предприятий в разных концах страны и землей в Киевской, Подольской, Херсонской, Таврической, Вятской, Вологодской и Оренбургской губерниях.
Начав со строительства паровых судов с деревянными корпусами, завод быстро перешёл к пароходам и баржам с железной обшивкой. Среди заказов завода были как военные, так и гражданские: флотилия судов для Каспийской военной флотилии, первая в России землечерпательница (1858), туерные, буксирные, грузопассажирские и вспомогательные однопалубные суда. Первым двухъярусным судном Сормовской верфи стал пассажирский пароход «Переворот» (позднее переименованный в «Колорадо», а ещё позднее - в «Ориноко»), спущенный на воду в 1871 году. (Уже после смерти самого Бенардаки)
4 февраля 1872 года было организовано акционерное общество «Сормово».
Дмитрий Егорович Бенардаки (1799, Таганрог — 28 мая 1870, Висбаден), российский меценат греческого происхождения. С 40 тысячами первоначального капитала в кратчайшие сроки он стал одним из богатейших людей России и к середине ХIХ века создал колоссальную промышленную империю, которая распростёрлась от Чёрного до Балтийского моря, и далее — до Байкала и Амура. Сфера деятельности Бенардаки первоначально включала в себя сельскохозяйственное производство, торговлю хлебом и винные откупа, впоследствии — громадные горнозаводский, золотодобывающий и машиностроительный комплексы, а также предприятия лёгкой промышленности — стекольный, лесопильный, кожевенный и стеариновый заводы, суконные, гвоздильные, полотняные и другие фабрики.
Но настоящей жемчужиной в короне промышленной империи Бенардаки стал Сормовский пароходо- и машиностроительный завод, основанный в 1849 году. С 1860 по 1870 год, до самой своей смерти Бенардаки был единоличным хозяином завода. Уже к середине 1850-х годов почти половина пароходов, которые ходили по Волге, были сормовской постройки.
При Бенардаки на заводе впервые появились паровые машины, токарные станки, подъемный кран, в 1870 году была построена первая в России мартеновская печь для выплавки стали. Также на Сормовском заводе были построены первые железные суда, а в годы Крымской войны (1853—1856) военные суда для Каспийской флотилии. За 10 лет с 1860 по 1869 год со станков Сормовской верфи сошло 40 паровых машин. Среди них самое крупное судно «Лев», предназначенное для речного пароходства на Волге.
Дмитрий Бенардаки уделял большое внимание развитию завода, в 1869 г. он, с целью получения выгодных заказов на развернувшимся в России строительстве железных дорог, организует сталеплавильное производство для чего привлекает молодого инженера Александра Износкова, который строит и, в апреле 1870 г., запускает первую российскую сталеплавильную печь системы Сименса-Мартена (мартеновская печь). В том же году, на Всероссийской промышленной выставке в Петербурге, Бенардаки получает бронзовую медаль «за введение литья по способу Сименса-Мартена», а в 1872 г. Императорское общество при Московском университете, присудило сормовской стали Большую золотую медаль на Московской политехнической выставке.
В 28 мая 1870 года Дмитрий Егорович Бенардаки скончался, Сормовский завод становится собственностью его сыновей. Незадолго до смерти он успел назначить нового управляющего инженера Константина Окунева. С подачи нового управляющего Сормовский завод стал далее совершенствоваться.
Среди первых шагов в этом направлении стала разработка нового парохода, который обладал бы высокой прочностью, наибольшей грузоподъёмностью, повышенной скоростью, экономичностью и комфортабельностью для пассажиров. И таковым стал товаро-пассажирский пароход «Переворот» 1871 года постройки. Инициатором строительства такого корабля стал знаменитый в ту пору пароходчик Альфонс Александрович Зевеке.
Длина нового судна составляла 78,4 метра, ширина 12,85 метра, скорость составляла 16 км/ч вниз по течению и 12,8 км/ч вверх. За навигацию на пароходе предполагалось перевозить до миллиона пудов груза, совершая рейсы от Нижнего Новгорода до Астрахани и обратно за 12-13 суток.
Внутренняя отделка «Переворота» по тем временам была роскошной. На втором этаже имелись светлые и просторные каюты первого и второго классов, причём каждая каюта оборудовалась водопроводом и паровым отоплением. В носовой части располагался великолепный салон, украшенный картинами из перламутровой инкрустации с красивыми вензелями. Широкая крытая терраса, окружавшая весь пассажирский этаж, предназначалась для прогулок.
Ничего подобного на волжских пароходах ещё не встречалось, это была настоящая новинка. Понятно, что воспользоваться этими удобствами могли только привилегированные богатые люди.
Бенардаки также был известным благотворителем: основывал благотворительные фонды для нуждающихся детей, создал несколько земледельческих колоний и приютов «Помощь детям». Он содержал больницы, строил православные Храмы в Петербурге, Сибири, Башкирии, на Урале. Он был дружен со многими деятелями культуры, был близок с Гоголем и помогал всем, кто нуждался в помощи.
Д.Е. Бенардаки, как один из богатейших людей России, участвовал в финансировании и реализации проектов государственной важности, таких как строительство заградительных сооружений Кронштадта — военно-морской базы Российского флота. За заслуги перед отечеством Бенардаки был награждён несколькими орденами Российской империи — орденом Святого Владимира IV и III степеней.
Дмитрий Егорович был захоронен в Греческой Посольской церкви (построенной на его же средства ) после своей смерти в Висбадене в 1870 г. Прибывший на Николаевский (ныне Московский) вокзал, гроб с телом Д.Е. Бенардаки встречал сам император. Это был первый и единственный случай в истории России, когда самодержец лично встречал гроб с телом человека, не принадлежавшего к императорской фамилии.
wikipedia.org и ru.wikipedia.org
krsormovo.nnov.ru
vestinn.ru
vgoroden.ru
stnmedia.ru
milutkin.livejournal.com
fleetphoto.ru
nntv.tv
vk.com/@techmuzeynn-sormovskii-zavod
Комментариев нет:
Отправить комментарий