На заглавном фото 2 вещи, которые меня особенно там поразили: замок в настоящем готическом стиле и личное клеймо Храповицкого на каждом облицовочном кирпиче, выпущенном на его заводе.
Архитектурный стиль: Неоготика
Строительство: с 1884 по 1889, и завершение в 1906.
Уса?дьба «Му?ромцево» — редкая для средней полосы России по своему архитектурному решению дворянская усадьба, выстроенная по заказу полковника лейб-гвардии Владимира Храповицкого в конце XIX века архитектором Петром Бойцовым. Расположена в посёлке Муромцево Судогодского района Владимирской области, примерно в 3-х км от города Судогды, 40 км от Владимира и 200 км от Москвы.
Дворцово-парковый ансамбль, занимавший ранее территорию свыше 40 га (сейчас осталось 4 гектара), сочетал в себе принципы регулярной и пейзажной планировки в архитектурно-ландшафтном устроительстве, а также имевший широкий набор построек, выполненных в едином стиле и предназначенных не только для жилья и отдыха, но и для большой садово-парковой, ремесленно-промышленной и лесохозяйственной деятельности. Всего комплекс насчитывает 72 постройки.
В настоящее время охраняется государством как памятник архитектуры и объект культурного наследия федерального значения.
Когда-то это было так... Фото с сайта castle.vladmuseum.ru |
Владимир Храповицкий |
Унаследовав Муромцево в 1884 г., Владимир Храповицкий создал в усадьбе крупное лесоводческое хозяйство, основой которого стали обширные лесные угодья, издавна являвшиеся главным богатством здешних мест. Им были организованы предприятия по разведению, обработке и продаже древесины, приносившие солидные доходы, что позволило заняться масштабным переустройством усадьбы.
Для возведения новых зданий из Москвы был приглашён известный архитектор П.С. Бойцов. По его проектам в Муромцеве были выстроены главный дом, храм Св. царицы Александры, здание железнодорожной станции, охотничий павильон на р. Судогде и, вероятно, многие другие объекты. Особым украшением Муромцева стал огромный парк, устроенный с использованием традиционных элементов французского, английского и итальянского паркостроения, в основу которого была положена сложная система гидротехнических сооружений. Парк был снабжён электрическим освещением..
После переворота в 1917 г. Храповицкие эмигрировали за границу, а усадьба была национализирована. Её предприятия легли в основу хозяйственной деятельности совхоза, организованного в Муромцеве в первые годы советской власти. Затем в основных постройках усадьбы располагались учебные и жилые корпуса лесного и сельскохозяйственного техникума, созданного на базе имения и хозяйства Храповицких.
Все усадебные постройки размещались на территории огромного парка с дендрарием и питомником площадью свыше 40 га — здесь росли сотни редких и экзотических пород деревьев: пихта бальзамическая, кипарис, сосна Банкса, орех серый и многие другие. Сам парк состоял из трех частей: итальянской (водные каскады на террасах и водные партеры), французской (фонтаны, оранжереи и площадки для игр) и английской (аллеи, поляны и пруды — была пристроена в 1910). Въезд на территорию парка со стороны Муромцева и со стороны дороги от железнодорожной станции были объединены одной аллеей, ведущей к дворцу. Здесь располагались площадки для спортивных игр; плавно изогнутые аллеи, украшенные скульптурами мастерской Козлова; просторные поляны с живописными группами деревьев и даже искусственные ручьи. Вдоль дорожек стояли электрические светильники, сделанные на заводах Мальцова, и модная венская садовая мебель из гнутой древесины, скамейки и кресла от Тонет, что значительно преобразило вид парка. Пруды, освещённые разноцветными электрическими лампами, фонтаны и каскады в окружении экзотической растительности усиливали впечатление роскоши и великолепия усадьбы.
После отъезда Храповицких в эмиграцию во Францию (по косвенным данным — в 1921 году), усадьба подверглась расхищению и осквернению. В 1921 году в здании дворца был основан лесной институт, преобразованный вскоре в лесной техникум с агрономическим и лесохозяйственным отделениями. Последующее расширение посёлка Муромцево привело к сокращению площади парка в 5 раз, с 40 до почти 8 га.
В течение 56 лет, пока лесхозтехникум располагался во дворце, имение продолжало расхищаться и перестраиваться.
Конец 1980-х годов можно считать переломным в жизни усадьбы — переезд техникума в 1977 году в новое здание фактически предрешил судьбу главного усадебного дома и прилегающих построек, они оказались фактически бесхозными и брошенными на разграбление, стали ветшать и постепенно разрушаться. Тащили даже кирпичи. Два последующих пожара в замке завершили своё опустошительное дело — от внутреннего убранства ничего не осталось.
В мае 2014 года усадьба была переданы в оперативное управление Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
5 ноября 2016 года в отремонтированном корпусе бывшего Хозяйственного двора появился новый выставочный зал. И мы там были первой группой.
Мы приехали в пасмурную снежную погоду. Прямо скажем, не очень хорошее время для съёмок. Всё вокруг выглядело тусклым и мрачным. И тут появляется Снегурочка-экскурсовод - маленькая позитивная хрупкая девушка-блондинка в светлой шапочке с меховым помпоном. Вся такая как из русской народной сказки, светлая и хорошая)
Даже когда Шариковы местного уезда вклинились в нашу группу, Снегурочка обратилась к ним так: 'Хорошие мои, вы с билетами?'
Снегурочка увлечённо рассказывала нам о каскадных прудах и ирригационных сооружениях, электрифицированном лесе и церкви для служащих поместья (чтобы никуда ездить им не пришлось). А Шариковы шушукались у нас за спинами: 'Вот и в Прибалтике также дома отнимают, буржуи пришли и говорят: Я здесь жил - все на выход. Освобождайте помещение.'
Удивительно, до чего засела разруха в головах и гопничество. Даже не приходит на ум человеку, что здесь существенно не 'Я здесь жил', а 'Я всё это построил, создал, разработал, заработал!'
Интересная история о неком французском бароне, который посмеялся над планами Владимира Храповицкого о начале благоустройства усадьбы. Мол, в России не может быть построено ничего по настоящему величественного. В итоге позднее Храповицкий пригласил того барона к себе в гости. И сначала подвёз к конюшне, которая была выстроена в виде замка французского барона. Барон, узнав об этом, так и не доехал до самого замка Храповицкого, а в бешенстве уехал из усадьбы.
Источники:
castle.vladmuseum.ru
Википедия
Та самая конюшня |
Хоздвор, где теперь выставочный зал |
Низ окна выгрызен местными - тащили ценные кирпичи |
Монументальная конюшня вблизи |
Те самые именные кирпичи Храповицкого.
Светлые, облицовочные.
Светлые, облицовочные.
Выгрызено...
Немного совка: прихватизированное жильё в замке)
Аллеи заброшенного парка
А здесь прихватизировали целую водонапорную башню.
И перестроили под жилой дом.
Тот самый замок Храповицкого
Слева - двухэтажный главный дом и справа - четырёхэтажный 'домик для гостей'
Здесь был герб Храповицких
Храм Св. царицы Александры Римской.
Автором проекта церкви и её внутренней отделки стал московский архитектор П.С. Бойцов. Здание отличалось обилием архитектурных деталей, ярким колористическим решением и богатством убранства интерьера. Храм был украшен росписями и иконами, выполненными мастерами школы В.М. Васнецова. В богослужениях использовалась роскошная серебряная утварь, изготовленная на ювелирной фабрике Карла Фаберже.
После революции храм был закрыт и использовался в качестве склада местного совхоза, в нём хранились горюче-смазочные материалы. С 1967 по 1995 г. здание находилось в полном запустении. В 1995 г. храм был возвращён верующим.
Крупповская сталь на воротах хоздвора |
Это, видимо, коновязь.
Больше ста лет назад здесь бурлила жизнь. Внедрялись все цивилизационные новшества типа электрифицированного леса, аллеи с водным террасным каскадом, канализации и водопровода. Состояние Храповицкого позволяло строить несколько таких замков в год.
А сейчас - глухая депрессивная деревня, в которую можно проехать только зимой. И все удобства жителей - во дворе. Зато у почти каждого есть что-то из усадьбы, хоть несколько кирпичей)))
Вся надежда - на Снегурочку)
Комментариев нет:
Отправить комментарий