суббота, 5 сентября 2015 г.

Строгановское барокко в Гордеевке: Смоленская и Владимирская церкви


Первый раз обалдел, когда всё это фотографировал пару недель назад.
Второй - когда открыл Википедию: церкви более трёхсот лет! 300 лет, Карл!

Да простят меня верующие с их вечно оскорблёнными чувствами - при виде всей этой архитектурной гармонии невольно вырывается вполне православное: "Охренеть!"

У меня вырывается, у айтишника в 21 веке.
Представляю себе ощущения мужика в 17 веке, слезающего с телеги, с глазами на лоб, мнущего шапку, содранную с задранной вверх башки...

Дорога к храму

Когда я подошёл к ограде церкви, оттуда вышла дама с выпученными глазами и фотоаппаратом, села в ожидающее её такси и укатила.

Внезапная бабочка на дороге к храму)


Отдаю должное реставраторам - вы гении, ребята! По всем стенам храма видны выбоины и проломы, заделанные новым кирпичом. Отличается это только цветом - лежат, как родные, триста лет назад положенные. Как регенерированная кожа на живом существе...

Итак, историческая справка:
На самом деле под народным названием "Смоленская церковь" объединены Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери — православные церкви Нижегородской епархии в Гордеевке (ул. Гордеевская, 141).

Смоленская церковь — один из четырёх сохранившихся памятников строгановского барокко и один из двух в Нижнем Новгороде. Второй объект - Церковь Собора Пресвятой Богородицы, более известная как Рожде́ственская или Стро́гановская.

Смоленская церковь.
Строительство домовой каменной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери было начато в 1680-х годах по заказу промышленника графа Григория Дмитриевича Строганова. Освящение главного престола в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) состоялось 25 июля 1697 года.

Помещение церкви невелико, поскольку оно было рассчитано на семью Строганова и людей, живших в усадьбе.

В архитектуре этой церкви своеобразно применен ордер и резной орнамент в духе западноевропейского барокко, что коренным образом отличало ее от храмов середины XVII века.

Высокий зал церкви перекрыт сомкнутым сводом, поднимающимся к центральной световой главе. Столбов, характерных для русских храмов, внутри церкви нет, что позволило строителям увеличить объем здания. Пространство храма зрительно расширялось за счет света, льющегося из больших окон, расположенных в два яруса.

Соответственно этому на фасадах, в простенках между окнами, в два яруса поставлены колонны коринфского ордера. Все четыре стороны главного объема завершаются фигурными фронтонами, над которыми высятся пять глав. Малые глухие главы имеют шлемовидную форму и покрыты зеленой поливной черепицей.

Следует отметить и высокое качество кузнечных работ, прежде всего художественную ковку крестов, которые представляют собой просечные полосы с приваренными многочисленными «сияниями». Особое место среди них занимает крест главы придела, откованный из единого куска металла с приваркой вспомогательных элементов его убранства. Для выполнения этих особо ответственных работ Г. Д. Строганов нанял известного балахнинского кузнеца Кондрата Прокофьева.

После переезда Строгановых в Москву в 1705 году Смоленская церковь стала приходской. В 1930 году церковь была закрыта. В 1934 году церковь хотели взорвать, но по настоянию сотрудников Горьковского краевого музея уникальное здание было сохранено.

В 1993 году храм был передан Нижегородской епархии, в нем были начаты восстановительные работы, ведущиеся по настоящее время. В 2005—2006 годах был позолочен главный купол.



































Смоленская церковь - слева, Владимирская - справа

Православный ландшафтный дизайн)




Куда же без православной детской площадки)))









Владимирская церковь

Церковь Владимирской иконы Божией Матери
В 1850 году рядом со Смоленской церковью был построен еще один каменный двухпрестольный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Этот первоначальный Владимирский храм имел простой призматический объем, перекрытый плоской 4-скатной крышей, и был завершен одной широкой главой на низком световом барабане. Архитектура храма несла черты позднего классицизма. 14 мая 1902 года молодой архитектор Петербурга Д.П. Федоров, помощник академика В.П. Цейдлера по постройке Спасской церкви на Острожной улице (ныне ул. Горького), дал подписку о надзоре за сломкой старого Владимирского храма и постройкой нового. Проект новой церкви вскоре был выполнен самим Д.П. Федоровым и 5 июня 1902 года утвержден строительным отделением Нижегородского губернского правления. Храм был выстроен трехпрестольным, пятиглавым. Освящение проводилось три раза по мере устройства: в феврале и мае 1908 года и в сентябре 1909-го. Стилистической особенностью храма является эклектическая направленность, в убранстве присутствуют как элементы древнерусской архитектуры, так и элементы барокко и модерна.
Службы проводились до 1926 года.

Несколько лет в прошлом я ездил мимо этой церкви каждый день. Правда, тогда она выглядела вот так:
http://urban3p.ru/object3800/
А ещё там был хлебозавод - наиболее популярное храмозамещение в советское время).
Он, а также музейный склад находился в храме с конца 1940-х до 1998 года. За это время были уничтожены иконостасы, настенные росписи, установлены железобетонные междуэтажные перекрытия и многочисленные перегородки.

В 1998 года храм передан Нижегородской епархии, в этот же год началось восстановление центрального купола. Год потребовался на освобождение от строительного мусора и оборудования хлебозавода, из ям для приготовления солевых растворов было вывезено более 500 КАМАЗов грязи.












Новое на старом - вкрапления свежих кирпичей






А здесь вообще большой пролом заделали






























Использованы материалы Википедии и сайтов openarium.ru и nnhram-39.cerkov.ru

UPDATE: Владимирская церковь изнутри: 
Анонимный доброжелатель из любви к искусству любезно предоставил несколько фото внутреннего убранства храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в Гордеевке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий